« Декабрь 2012 »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
          1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31            

Рабочая программа учебного курса, предмета, дисциплины (модуля)«МУЗЫКА» на 2012/2013 учебный год. для 2 класса

Методическая копилка Добавить комментарий   

MUNICIPALNOE_BJuDZhETNOE_OBChEOBRAZOVATELNOE_UChREZhDENIE.doc

Презентация к уроку в 6 классе "Да исправится молитва моя.."

Методическая копилка Добавить комментарий   

Da_ispravitsya_molitva_moya..ppt

Портфолио

Портфолио Добавить комментарий   

Пахомова Ирина Васильевна

 

  •   Учитель музыки и МХК МБОУ СОШ № 38 г. Липецка
  •   Год рождения -1966
  •   Образование - высшее, ЛГТУ, 2007г.
  •   Педагогический стаж - 24 года, присвоена высшая квалификационная категория
  •   У спешно владеет методикой Д.Б.Кабалевского, Л.В.Школяр, Е.Д Критской,      работает по УМК «Школа 2100»
  •   Активно разрабатывает и внедряет творческие приемы и задания, способствующие художественно-музыкальному развитию обучающихся
  •   Внеклассная работа учителя проявляется в руководстве вокальным ансамблем «Нотки»

Урок музыки в 6 классе

Методическая копилка Добавить комментарий   

Урок музыки в 6 классе

подготовила  Пахомова Ирина Васильевна

МБОУ СОШ № 38

 

ТЕМА:«Да исправится молитва моя…»     

 Псалом 140

ЦЕЛЬ:

  • рассмотреть молитву как жанр произведений искусства музыки на примере творчества русских и советских композиторов;
  • развитие эрудиции школьников, их коммуникативной культуры, толерантности;
  • охарактеризовать особенности жанра молитвы в музыкальных произведениях разного плана.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • проследить развитие жанра, выяснить черты музыкальной речи;
  • установить взаимосвязь времен прошлого и настоящего.

РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • формировать эмоционально образное мышление;
  • расширять познавательный интерес и развивать  художественно-эстетическое отношение к музыке своего народа.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • развивать чувства сопереживания, сострадания, эмпатии;
  • развивать уровень коммуникативной культуры школьников, толерантности.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • П.И.Чайковский  «Детский альбом» -   «Утренняя молитва», «В церкви»;
  • Г.В. Свиридов музыка к спектаклю «Царь Федор Иоаннович» - хоровая фреска «Любовь святая»;
  • А.Рыбников рок-опера «Юнона и Авось» -  сцена «Молитва об удачи»;
  • Р.Паулс, Е.Евтушенко «Дай Бог!».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ:

  • портреты композиторов;
  • видеоряд – соборы, иконы;
  • презентация;
  • аудиозаписи, видеофрагменты.

 

 

На доске эпиграф (художественно-педагогическая идея урока):

«Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетатьво области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв…»

А.С.Пушкин

«Да исправится молитва моя…»     

   Псалом 140

 

ХОД УРОКА.

Вход в класс под музыку П.Чайковского «Утренняя молитва».

Учитель: Здравствуйте Ребята! Сегодня у нас необычный урок. Мы побываем сразу с двух эпохах - прошлом и настоящем. И поможет нам в этом путешествии во времени, конечно, музыка. Музыка уже известных вам композиторов прошлого и современности.

Вопрос:Кто из вас узнал творческий подчерк композитора, под музыку которого мы входили?

Ученики:Да. Это  П.И. Чайковский.

Учитель:Верно. Это произведение Чайковского «Утренняя молитва» из фортепианного цикла «Детский альбом». С музыкой из этого фортепианного цикла мы уже встречались раньше, а сегодня мы послушаем еще одно произведение из него и побеседуем о нем.

Звучит пьеса «В церкви».

Вопросы: Где бы могла звучать эта музыка?  Какая она по характеру?

Ученики:В церкви; в театре, когда показывают что-то древнее. Музыка мирная, душевная и т.д.

Вопросы: Что вы себе представили, слушая эту музыку? Как она звучит?

Ученики:Представили, будто поет мужской хор в церкви, звучат колокола. Музыка звучит торжественно и степенно, благоговейно и строго.

Учитель:     А вы знаете ребята, что Петр Ильич назвал эту пьесу «В церкви».Композитор своей музыкой словно говорит нам: «Будьте добры и милосердны. Не обманывай и возлюби ближнего своего».

На самом деле речь сегодня пойдет о музыке, которую не услышите в повседневной жизни о молитве.

(Развитие музыкального искусства всегда определялось тем, как воспринимал человек окружающий мир, людей, самого себя.  Какие нравственные принципы руководили его поступками и какие идеалы, чувства, мысли вдохновляли его творчество. В истории русской культуры есть особая область музыки, неподвластная размышлениям о вкусовых пристрастиях или жизненных ориентирах автора).

Музыка такого рода родилась в православном храме и получила название богослужебного пения.Вдохновленные христианским мироощущением, храмовые песнопения являются самым древним видом русского профессионального музыкального искусства. Впрочем, в древности эту музыку искусством не считали, но видели в ней способ обращения с Богом – молитву, то явную, звучащую в храме при стечении народа, то тайную, сокровенную, хранимую в душе каждого верующего человека.

           У каждого человека свое представление о том, что такое молитва.

Вопрос:  Как вы думаете, как вы понимаете, что такое молитва?

Выслушать ответы учащихся и подвести рассуждения  к следующим выводам:

  • для одних – это столь нужное обращение с Богом;
  • для  других – пустая трата времени;
  • третьи считают молитву чем-то из области прошедших веков.

Учитель:Давайте, хотя бы приблизительно проследим историю молитвы как жанра искусства. В давние времена люди, столкнувшиеся  с грозными  явлениями природы обратили внимание на солнце, луну, дождь, молнию. Они придумали то, что сегодня мы  называем мифологией. Они дали имена своим Богам  и стали их «заклинать» - появились «заклички», а это жанр народного творчества, который можно назвать – молитвой. В «закличках» люди просили Бога: не гневись, смилостивись, пошли хороший урожай и т.д.

 В Х веке произошло событие, которое мы называем – крещение Руси. Для нового христианского Бога не нужно было придумывать молитвы – они вместе с православной верой пришли к нам из Византии и Болгарии. Главное отличие «заклички» от «молитвы новой» заключается в следующем:  закличка это экспромт, сиюминутная просьба, а православная молитва – одухотворенное, возвышенное обращение к  единственному Богу, и сочинять ее может только святой человек, который причастен к Божией благодати.

Мы уже рассмотрели образец молитвы в жанре фортепианной музыки, а теперь послушаем одну из хоровых фресок Г.В.Свиридова, написанных для спектакля Малого театра «Царь Федор Иоаннович». Спектакль был поставлен в 1973 году. Основы музыкального решения составляют 3 хора: «Молитва», «Любовь Святая», «Покаянный стих».  Музыка написана на народный текст. Сегодня мы послушаем №2  - «Любовь Святая».

Обсуждение музыки:  хоровое звучание похоже на звучание оркестра, очень мало текста и он слабо разборчив из-за большого количества распевов на отдельные слоги. Троекратно повторяется  слово «любовь». Чистый, благородный женский голос вначале звучит сдержанно, тревожно, затем интонации становятся все более страстными. Композитор использует высокие ноты, и создается впечатление, что голос плыветнад всеми и движется вверх с молитвой и любовью к Богу (интонации плача, распевы, переменный лад).

Вопросы:     Кого вы представили, слушая эту музыку?  (Девушку)

                      Что она делает?  (Молится)

Учитель:     У русских людей день начинался с молитвы и заканчивался ею. Как вы думаете это повседневная молитва? 

Ученики:     Нет, она очень грустная.

Учитель:А где,по-вашему, молится девушка – у себя дома?

Ученики:      Нет, в церкви.

Учитель:Как звучит ее молитва?

Ученики:Серьезно. Ее голос сначала тихий, а потом все более тревожный, страстный. Звук как будто летит вверх к Богу.

Учитель:Какие слова звучат в ее молитве?

Ученики:Они еле слышны, но и без них понятно зачем девушка обращается к Богу.

Учитель:А девушка в церкви одна?

Ученики:Нет. Там слышны голоса и мужские и женские. Там звучит еще хор.

Учитель:  Ребята, какие инструменты помогают звучанию хора?

Ученики:Они поют без музыки –acapella.

Учитель:     Верно. Человек может обращаться к Богу словами, мыслями или пением. Важно только чтобы это обращение было искренним. А на ваш взгляд искренне ли молилась девушка?

Ученики:     Да, искренне.

Учитель:      Значит, кто же в данном случае может быть единственным защитником девушки?

Ученики:     Бог.

Учитель:       А сейчас у меня для вас есть задание  - «Логические цепочки». Мы  - на уроке музыки, разговор у нас о  жанре молитвы, поэтому  нам необходимо  выстроить связь между словами «молитва» и « музыка». Лучше если слов будет больше.   ( Задание  дается письменно на 3-4 минуты, затем ученики зачитывают). 

Например: 

  • «молитва – Бог – душа – мелодия – музыка»;
  • «молитва – речь – звук – мелодия – музыка»;
  • «молитва – добро – чувства – душа – Бог – песнопения – музыка»;
  • «молитва – вера – Бог –искренность – любовь – красота – музыка».

Учитель:       Ребята сегодня на уроке мы послушаем еще одно произведение. Это фрагмент из рок – оперы «Юнона и Авось», композитора Алексея Рыбникова. Музыка была написана к спектаклю Театра Ленинского комсомола и  пользуется огромной популярностью. По меткому выражению Р.Щедрина, Рыбникову удалось  «уразуметь прошлое и соизмерить его с настоящим…».

                         Композитор органично сочетает в музыке рок - оперы интонации подлинных духовных песнопений с современными средствами музыкальной выразительности: острыми ритмами, свежими музыкальными оборотами, использованием  электромузыкальных инструментов.

                          В центре рок - оперы судьба графа Николая Петровича  Рязанова и Кончитты, верной его возлюбленной, которая ждала его 30 лет.

                          Сцена, которую мы послушаем, называется «Молитва об удаче». Она написана на традиционные православные напевы и тексты подлинных молитв.

Вопросы:           Как вы думаете, музыка передает настроение одного человека или всех людей находящихся в храме?  Какими средствами музыкальной выразительности пользуется композитор для достижения своей цели?    (Подвести разговор к тому, что звучание хора это общая молитва, как бы  «молитва всем миром», а солист это как будто внутренний мир одного человека).

Учитель:Итак, ребята, мы пришли к выводу, что душевный настрой отдельного человека не всегда совпадает с молитвенным настроем, пришедших на службу. Человек, который приходит в храм, он приходит туда со своими мыслями, чувствами, переживаниями, но в какой, то момент  личная молитва совпадает с молитвой  общей: «Господи, воззвах к тебе, услыши мя, Господи!».

                              Это и тайна, и вершина одновременно – единение всех. Именно это и происходит в сцене «Молитвы об удаче».

Мы сегодня послушали музыку разных композиторов, написанную в разное время, разных жанров, но что, же объединяет эти произведения?

Ученики:             Душевность, доброта, интонации, духовность.

Учитель:             Нужна ли такая музыка человеку?

Вывод:               Да, нужна. В трудные минуты жизни человек обращается не только к помощи своих близких, но и верит в то, что есть высшие силы, которые помогают человеку не терять надежды на лучшее. Воспитывать человеколюбие, сердечность и другие положительные стороны человека. И в разные времена обращение к Богу остается очень близким по духу многим людям.

Учитель:             Мы сегодня рассмотрели, безусловно, далеко не все произведения, написанные в жанре молитвы. А сейчас, мне хотелось бы, чтобы вы попробовали обратиться к Богу.

(Раздаются учащимся карточки-заготовки со словами фразы, которых нужно закончить просьбой или пожеланием).

  • «Господи,  помоги………………………..»
  • «Господи,  научи …………………………..»
  • «Господи,  направь меня ……………..»
  • «Господи,  вразуми ……………………….»
  • «Дай Бог   ………………………………………..»
  • «Благодарю тебя Господи, за   ………..»

Через несколько минут учитель зачитывает наиболее удачные варианты.

Учитель:             Молодцы! У вас очень хорошо получилось, а главное искренне.

 

Вопрос:               Подумайте, какое из прочитанных обращений к Богу  самое светлое, самое чистое?

«Благодарю тебя Господи, за   ………..»

«Дай Бог   всем людям мира, здоровья и т.д…………»

Учитель:             В заключении хотелось бы сказать,что молитвы помогают людям понять, что нельзя жить без идеала, что общество не может развиваться без стремления к справедливости,  к сочувствию, сопереживанию. Нельзя жить без чувства любви, без гармонии и добра.

В конце урока звучит песня Р.Паулса  на слова Е.Евтушенко «Дай Бог!»

Глоссарий:

Храм  - здание для богослужения, церковь.

Церковь – объединение последователей той или иной религии (православная, католическая, лютеранская, протестантская).

Молитва – в религии установленный канонический текст, произносимый при обращении к Богу, к святым.

Design by JuliettaRose Studio. Support RusEdu
Администрация сайта не несёт ответственности за размещаемый пользователями контент.